Буклет #5. Art person. Интервью с Полиной Бондаревой

Буклет #5. Art person. Интервью с Полиной Бондаревой

15 сентября 2016 года вышел пятый выпуск журнала галереи Anna Nova "Буклет". Каждые две недели мы будем публиковать материалы из этого выпуска. В рубрике "Art person” мы знакомим вас с людьми, для которых современное искуство является больше чем просто хобби.

В прошлом году в Петербурге открылась школа по изучению истории искусств Masters. Буклет поговорил с основательницей школы Полиной Бондаревой, которая рассказала, как искусство превратилось для нее из увлечения в занятие всей жизни.

Б: Полина, расскажите, как началось ваше увлечение современным искусством?

П: Мое знакомство с современным искусством произошло на выставках: сначала я просто, как и все, ходила на новые экспозиции, а уже с 20 лет начала ездить по европейским арт-ярмаркам – Лондон, Мадрид, Париж, Вена, Стамбул. Помню, первым моим опытом поездки стала ярмарка ARCO в Мадриде. Я была поражена программой мероприятий и выставок: всего за неделю нужно было посетить выставок и галерей больше, чем за год в Петербурге! Помимо музейных проектов нас также приглашали смотреть частные корпоративные коллекции. Так, на званом обеде банка Santander в загородной резиденции нам показали полотна художников, чьи имена постоянно фигурируют на аукционах Sotheby’s и Christie’s, а в старинном особняке дома Loewe на Grand Via нас познакомили с поистине исключительной коллекцией работ. Впрочем, эти мероприятия были важны даже не столько знакомством с картинами, сколько демонстрацией кардинально другого отношения к искусству. В Европе существует многовековая традиция коллекционирования большими корпорациями, поэтому там это воспринимается как должное. Формируя свои коллекции и фонды, они предоставляют часть картин музеям, таким образом поддерживая молодых художников и современное искусство в целом. В России такого опыта, к сожалению, пока нет.

Особенно теплыми остаются воспоминания о посещении домов частных коллекционеров в Европе. В их гостиных мы рассматривали картины Пикассо и в домашней обстановке знакомились с владельцами ярмарок и директорами ведущих музеев мира. Что удивительно, там нет присущего нашему арт-сообществу снобизма. Это мир абсолютно открытых людей, которых объединяет только искусство, стирающее границы в общении и сферах деятельности. Оно может порождать абсолютно неожиданные союзы и стать основой множества начинаний. На Западе разбираться в искусстве – как говорить в Лондоне о погоде. Все это перевернуло мое отношение: в Европе люди совершенно бескорыстно хотят делиться этим чувством любви к прекрасному и заражать им – что со мной и случилось. После посещений ярмарок и галерей искусство стало привычной частью моей жизни. Мне повезло: у меня были хорошие учителя.

Сейчас меня часто спрашивают, что такое современное искусство и как его понимать. Считаю, что здесь нет правильного ответа. Современное искусство – это то, что работа значит именно для тебя. Конечно, есть символы, знаки, приемы и особенности художественного текста каждого художника, это и является предметом истории искусства. Однако возможность интерпретировать произведениясамостоятельно приходит лишь с годами и опытом, нужно насматривать. Если какая-то работа тебе не нравится или ты ее не понимаешь, это тоже результат, тоже понимание своего рода. Только по прошествии времени начинаешь различать оттенки и нюансы.

Б: Расскажите про свою коллекцию. Есть у вас любимые работы или художники?

П: В моей личной коллекции пока что немного работ, но художники которых я выделяю, – это Григорий Майофис, Кирилл Челушкин и Виталий Пушницкий. Они мне близки. Недавно в Петербурге открылась выставка Челушкина: я увидела, как художник развивается, меняется, и мне интересно за этим наблюдать. Кроме сложных тем он демонстрирует мастерство, свою уникальную технику – графит на холсте. Из художников очень редко кто использует цветные грунты, а в этих работах эффект цветной живописи достигается именно путем наложения нескольких слоев цветного грунта. Будучи графиком с архитектурным образованием, Кирилл Челкушкин основал свое издательство, где он занимается иллюстрированием волшебных детских книг. Таким образом в творчестве художника жанр книжной миниатюры сочетается с монументальными работами. Вот это меня очень трогает и вызывает восхищение. Я романтик – я выбираю искусство для души. Было даже так, что мы взяли работу, повесили (забили гвоздь, как сказал бы галерист), а вот жить с ней не получается – не твое, не те эмоции. Произведение искусства должно прежде всего меня вдохновлять, но это не значит, что мы будем с ним находиться в гармонии. Наоборот, я люблю сложные вещи, люблю входить с ними в противодействие, и эти эмоции тоже очень ценные.

Б: Следите ли вы за молодыми художниками или предпочитаете инвестировать в уже проверенные имена?

П: Молодых художников смотрю много – например, Илья Гапонов для меня стал своим. Художник Анастасия Заборовская выступила куратором его выставки у нас в школе. Кузбасслак, шахтеры, тема поминок – сильные вещи, на мой взгляд. По поводу проверенных имен: недавно в Амстердаме я была на выставке Бэнкси. Его произведения сейчас очень популярны: повсюду можно встретить копии его рисунков. Хотя изначально это было искусством улиц и целью художника было бросить вызов обществу, теперь каждый желающий может за 10 000 евро купить принт с его работы, поставить его в рамочку и повесить над столом. Какой здесь посыл? Осталось ли что-то от первоначального замысла? Для меня это нечестное искусство. Я ему не верю и ничего к нему не испытываю. Купить в офис – да, здорово, мощно и с именем, а дома хочется иметь рукотворные работы, с внутренним миром, который также может меняться и проживать свою жизнь вместе со своим владельцем. Когда же нет ценности этого внутреннего опыта – нет магии.

Б: Расскажите о дальнейших планах.

П: Для меня самым важным на данный момент является развитие проекта Masters. Сейчас школа находится в самом начале своего пути, но уже прочно закрепилась на рынке образования Санкт-Петербурга и привлекает все больше и больше слушателей. Впереди много планов, новых курсов, программ и поездок. Также уже в новом учебном году мы планируем открыть вторую площадку. У нас замечательная цель – давать людям качественное и всестороннее образование, а значит, все должно получиться.

Фото:
© Onda Minera RTV Nerva
© Marina Gisich gallery
© Richard Rhodes/ Canadian Art, 2013