Буклет #5. Максим Свищев: Шоу должно продолжаться, пока несутся золотые яйца.

Буклет #5. Максим Свищев: Шоу должно продолжаться, пока несутся золотые яйца.

15 сентября 2016 года вышел пятый выпуск журнала галереи Anna Nova "Буклет". Каждые две недели мы будем публиковать материалы из этого выпуска.

Тема 5 номера "E is for entertainment" и медиахудожник нашей галереи Максим Свищев рассказал "Буклету", почему современное искусство превращается в индустрию развлечений, и хорошо это или плохо.

Мы живем в ускоряющемся времени, спрессованном пространстве и разреженном воздухе. Для создания произведения искусства его нужно выносить и родить — это необходимое условие. Однако сегодня времени так мало, что процесс создания из чуда рождения превратился в снятие творческого напряжения и несение золотых яиц, которые затем поступают прямиком на прилавки Гипермаркета Современного Искусства.

Примерно с начала XX века произведение начало вылезать из рамок картин — появилось движение: в первую очередь в экспрессии и динамике изображения, затем в движении самой картинки — кино, видеоарт, экспериментальная анимация, мультипликация, телевидение, интернет. Конечно, это логичное течение художественной эволюции, однако как при этом изменился зритель? Здесь итоги закономерны: он больше не хочет самостоятельно работать над расшифровкой увиденного. Зачем напрягаться, когда уже все сделано.

Интересная тенденция последних лет — создание 3D-«проходок» в мир картин великих мастеров. Такие проекты с ожившими полотнами, вероятно, отражают общее сознание: нежелание и неспособность настроиться на индивидуальное пространство творца, отказ от попыток увидеть и услышать его вселенную. В итоге мы «залипли» в этой системе, перестали фантазировать и мечтать — теперь за нас это делают умелые дельцы «хлеба и зрелищ», пользуясь массовым анабиозом. Подобными развлечениями человек отвлекает себя от настоящей красоты, страшной и прекрасной одновременно, делающей зрителя живым и уязвимым. Соприкоснувшись с красотой однажды, невозможно искать чужие интерпретации и полагаться на готовые решения. Это правда, которую большинство хочет забыть.

Сейчас биеннале, крупные коллективные мировые выставки, фестивали можно смело отнести к индустрии развлечений. Это большой организм с налаженным пищеварением, питающийся вниманием, впечатлениями и монетой зрителя.

Особенно хочется отметить, как искусство интегрируется в формат танцевально-музыкальных фестивалей. Без пометки «арт» не обходится ни один крупный фестиваль. Более того, он должен совмещать в себе все: концертную площадку, выставку, кино, вечеринку, мастер-класс и ресторан. Зритель не может насытиться чем-то одним, ему нужна лента новостей-событий, по которой он будет «елозить» пальчиком, как по экрану смартфона.

 

Впрочем, крупные фестивали с точки зрения искусства хороши тем, что в отличие от музеев и галерей они могут себе позволить работать с масштабными формами. Поэтому одним из востребованных сейчас направлений в фестивальном искусстве стали крупные объекты — скульптуры и инсталляции. Поскольку медиаискусство, особенно в России, практически не участвует в арт- рынке, а себестоимость таких работ из-за оборудования очень высока, то этот формат наиболее часто воплощается именно на фестивалях и платных выставках, которые отбивают свои затраты за счет продаваемых билетов и отчасти спонсоров.

Очевидно, что реализовать одно-двухдневное крупное мероприятие гораздо проще, в том числе финансово, чем масштабную выставку в галерее на один-два месяца. Но все же и это не главная причина успеха различных фестивалей. На самом деле такой вид презентации искусства решает основную проблему современного общества — неспособность долго удерживать внимание.

Теперь кто собирает внимание, тот управляет силой и творит чудеса. Взгляд современного человека мечется, прыгает с одного раздражающего фактора на другой, поэтому погремушки в виде индустрии развлечений все громче и ярче. Главный вопрос здесь: что нас ждет дальше?

 

Скорее всего, в ближайшее время одним из самых захватывающих направлений станут выставки виртуальной или дополненной реальности. Уже сейчас в мире существует ряд проектов, где зрители как бы попадают в компьютерную игру и очень реалистично ощущают взаимодействие с виртуальным миром. По степени погружения и воздействия это один из самых мощных развлекательных наркотиков будущего.

Впрочем, что это мы все о будущем? Под конец моего скучного монолога хочу предложить вам одну идею. Придите в Эрмитаж и найдите картину Ватто «Савояр». Долго смотрите в глаза главному герою и послушайте, что он скажет вам. Вы обязательно услышите ответ, стоит только сосредоточить ваше внимание.

Максим Свищев.

Изображения:
© Максим Свищев