"Русская красота на "Красном треугольнике"

"Русская красота на "Красном треугольнике"

Современному художнику одинаково неловко говорить и о красоте, и о национальной традиции. Искусство, которое называют современным, готово быть эффектным, отталкивающим, никаким или умным, но не изящным. Кураторы и критики сегодня охотно рассуждают о возвышенном, тогда как категория прекрасного едва ли актуальна в эпоху Вима Дельвуа, Олега Кулика и Дэмиена Херста.

Национальным современное искусство называют в силу обстоятельств. Например, когда надо создать павильон на международной биеннале, хотя найти отличия между художниками, представляющими разные страны, удается далеко не всегда. Это искусство призвано быть везде одинаковым. Национальная специфика в Центре Помпиду, МоМА или выставочных залах Мраморного дворца выражается в первую очередь в разной форме музейных смотрителей. Конечно, на международной арт-сцене всегда забронировано место для представителя экзотической культуры, будь то художник из Ирана, Венесуэлы или Исландии. Но такое искусство, как правило, превращает национальное в этнографический материал, интересный для иностранца. Внутри своей культуры подобные арт-проекты часто неотличимы от китча.
Неуместность разговора в контексте современного искусства как о национальной художественной традиции, так и о категории прекрасного, дает гарантию, что выставка, посвященная такой спорной теме, покажет реальную ситуацию. На ней будет та красота, которая есть сегодня, после постмодернистского скепсиса, тоски от рутины арт-аукционов и неуклюжих попыток заново поверить в социализм.
Проект начался в рамках образовательной программы для молодых художников Фонда «ПРО АРТЕ». Позднее к нему присоединились и другие художники. Кураторы поставили минимальные ограничения – избегать соцартистского ерничанья и не сводить все к игре с китчем, хотя работа с этим богатейшим, но заразным материалом, всегда может быть полезной. В выборе тем, жанров и техник художникам предоставлялась полная свобода. Задание создать индивидуальный образ русской красоты без кавычек и вне сферы готовых образов усложнялось тем, что большинство участников проекта – из Петербурга, где «нашего родного» не многим больше, чем в Калининграде или Выборге. Русская нотка была взята с большим риском сфальшивить. Тем не менее, местный колорит и отстраненность от интернациональной арт-сцены помогли узнать, какая красота осталась в нашем заовидье.

Кураторы проекта - Глеб Ершов и Станислав Савицкий. В выставке участвуют более 30 художников.

Проект осуществляется совместно Фондом ПРО АРТЕ и галереей Anna Nova.