ТРЕТИЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ "НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ ANNA NOVA"

ТРЕТИЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ "НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГАЛЕРЕИ ANNA NOVA"

12 апреля 2011 года исполняется 50 лет первому пилотируемому космическому полету Юрия Гагарина. Лицо первого советского космонавта можно без преувеличения назвать лицом нашей планеты: проведя час на орбите Земли, он, приземлившись, как почетный гость объехал все страны мира. Повсюду началась космическая мода: в Советском Союзе фарфоровые Белка и Стрелка украшали каждый дом, светили настольные лампы-ракеты и звонили спутники-будильники, по экранам западного мира путешествовала обольстительная звездная красавица Барбарелла в костюмах от Пако Рабана.

В 1960-е наращивала обороты космическая гонка СССР и США. И в 1969-м Америка ответила России: американские астронавты высадились на Луне. Освоение космоса, начатое в ХХ веке, стало главным достижением всего прогрессивного человечества. Так думали тогда, запуская первые спутники и проектируя первые космические станции. На рубеже ХХ -  XXI веков первая МКС была затоплена в океане в связи с окончанием срока эксплуатации. Причем постаревший Пако Рабан предупреждал всех, что это событие и ознаменует собой конец света. Великий модельер не ошибся в одном: эта космическая новость на короткое время все-таки стала новостью номер один. Ведь теперь мода прошла, за космосом следят специалисты, никто не знает в лицо космонавтов. Появились космические туристы, чье присутствие в межпланетном пространстве приближает мечты Циолковского к сфере быта.

И все же – космос за эти пятьдесят лет не сделался ближе. Он по-прежнему хранит свои тайны, как Океан «Соляриса», придуманного Станиславом Лемом и воплощенного Андреем Тарковским. Чем являются символы космических открытий и, если можно так выразиться, фигура космоса в актуальном искусстве? Что стало с нашими представлениями о бесконечности, об экологии пространства, открытого и освоенного человеком за всю его историю? Направление «Космос» – это из религии в науку, из фантастики в производство; или  процессы обратимы?  С чем теперь связана многовековая идея вечного спасения (ведь именно ради нее работали Циолковский и Чижевский)? Все эти вопросы требуют ответов в эпоху серьезного прогресса нано-технологий. Отвечать на них можно занимая разные позиции: историка и фантаста, антрополога и астронома. Все эти профессии требуют творческого воображения и родственны мышлению художников. Итак, мы и космос, внутренний и внешний, - образы вечные, но они всегда ждут индивидуального воплощения в искусстве каждого следующего поколения.