Несколько слов о вежливости

Несколько слов о вежливости

Настя Потемкина как художник занимается сразу несколькими ключевыми для себя исследованиями, одновременно, совмещая при этом даже разные авторские ипостаси. Помимо сольной карьеры, она входит в группу «Лаборатория городской фауны», а также часто работает в разных художественных и художественно-теоретических дуэтах. 
Как самостоятельный художник, как бы громко это ни звучало, Анастасия изучает освободительные практики повседневности. Ее интересует, каким образом посредством простейших бытовых ритуалов нарушить привычный ход вещей и разрушить репрессивную составляющую в простых ежедневных действиях. Она показывает, как человеческое поведение, основанное на страхах и комплексах, навязывается патриархальными культурными кодами и официальной массовой культурой. Попытка позитивного высказывания, то есть, конкретный поиск альтернативы, это то, чем этот художник отличается от многих других гендерно-ориентированных или политических авторов. 
Преподнося абсурдную картину мира, зрителю дают понять, что она та же самая, с которой она/он сталкивается в повседневной жизни, только обычно этого не замечает. И вот тогда при помощи разных приемов, используя предметы не по назначению, совершая вполне сюрреалистическое, в духе Бунюэля, вторжение, наделяя вещи чужеродными характеристиками, – художник находит абсурдную же альтернативу, которая и будет самым действенным терапевтическим средством в рассматриваемой ситуации. Иногда прямая критика выступает как обличение неразумного, и совсем не необходимого положения дел, с которым зрители могут и должны справиться сами. В остальном же – Потемкина предлагает вместе бороться с теми самыми «силами ужаса», которые описывала в одноименной книге знаменитая Юлия Кристева.

 В своей новой выставке художник покажет не только свои самые последние работы, часть которых создана специально для выставки, но и уже экспонировавшиеся, для того, чтобы наиболее полно отразить свои художественные практики в зрительском опыте. 
«Альбом» – самый старый и известный проект автора, где Потемкина с помощью рисунка воспроизводит различные сцены, связанные с патриархальностью массовой культуры, от захвата заложников, до публичного дома, поверх репродукций в альбоме для записей знаменитой картины Дега «Урок танцев». 
Видеоработа в экспозиции – с одной стороны, суровая документация одной жестокой геополитической нелепости, с другой, грустный, но от того не менее остроумный комментарий о современной ситуации в Украине. Созданные специально для выставки фото и аудиоинсталляции вместе собираются в единый стройный нарратив о бытовом уровне сопротивления патриархальным установкам, и о том, почему, собственно им надо сопротивляться и как воспринимать многие вещи чуть более свободным взглядом, взглядом, где есть равенство и нет ханжества, где жизнь удобна в своих повседневных требованиях и действиях, а тело принадлежит его носителю, а не кому бы то ни было, где набор репрессивных культурных кодов сброшен, и человек учится работать со своими страхами.   

Андрей Паршиков, куратор

Проект организован галереей современного искусства Anna Nova при поддержке пространства ТАЙГА, в рамках параллельной программы биеннале МАНИФЕСТА 10.