Отторжение

Отторжение

Группа «Мыло» (Семен Мотолянец, Дмитрий Петухов), лауреаты премии «Инновация» 2009, участники Уральской индустриальной биеннале и выставки «Русское бедное» в Милане, хорошо известны петербургской публике. Тем не менее, до сих пор у художников не было персональной выставки. Впрочем, художественные институции всегда не очень охотно решались на контакт с представителями акционизма, к которым можно отнести и группу Мыло. Каждая их выставка, каждый перформанс предполагают непосредственный контакт со зрителем. Как следствие перехода от перформансов к созданию арт- объектов из мыла (художники всегда верны однажды выбранной стратегии) - возник проект «Отторжение». Кажущаяся лаконичность высказывания обманчива. По замыслу художников, первая часть выставки должна погрузить зрителя в состояние «брежневского» застоя. Здесь все структурировано, вписано в историю искусства, музеефицировано.

В буквальном смысле, «отторжение» начинается на втором этаже. Перформанс, объекты и видео все подчинено единой стилистике, взрывается цветом, и в какой то мере, показывает этапы творческой эволюции участников арт-группы «Мыло».

Мыльный корень.

Одной из основных проблем актуального искусства становится его чрезмерная физиологичность. И под понятием «физиологичности» здесь подразумевается определенная сильная и малоприятная эмоция, которую вызывают многие произведения; так что смысл их, конечно, понятен, но никакого близкого контакта с ними в своем сознании допустить просто невозможно.
Обратной стороной становится стерильность в искусстве. Когда любые тесные контакты возможны, просто потому, что никакого эффекта они точно не создадут. Произведения насыщает либо пастозно-заразная философия, либо ее до абсолюта дистиллированная версия.
Группа «МЫЛО» обладает уникальным, для действующего петербургского искусства, талантом созидания реальной философии в художественных жестах. Без неестественного надрыва. С четко артикулированным творческим методом. И хотя буквальное следование одной теме для многих художников становится ловушкой, группа «МЫЛО» продемонстрировала удивительные формы приложения и интеграции спектра идей к отдельно взятому приему. Их творческое исследование развивается по восходящей спирали. От прикрытых простейшей формой массовости перфомансов, до безгранично камерных историй для одного зрителя. Это безусловно завораживает. А определить причину невозможно - и не нужно. Потому что пресловутое «настоящее искусство» должно включать свет в душе смотрящего, а не дробность в его сознании.

Проект «Отторжение» в галерее «Анна Нова» можно характеризовать как музеефикацию простейшего. Сама идея создания экспозиции, разворачивающейся по законам классического научно-исследовательского музея кажется столь очаровательным приемом, что сбивает любой ложный пафос ретроспективы.

Анна Буйвид