Молодое корейское искусство

Молодое корейское искусство

Галерея Anna Nova и одна из ведущих галерей Кореи Keumsan представляют парную выставку молодых художниц Ан Джун и Лим Ву Джае, считающихся ведущими корейскими фотографами нового поколения и уже добившихся успеха не только на азиатском, но и на западом арт-рынке.
Художественное мышление современных корейских авторов ориентировано на острые проблемы и запросы новейшего времени. Главная тема выставки – мегаполис и человек – как раз из этого списка. Авторы простраивают собственные стратегии взаимоотношения личности и современного Вавилона. В этом городском пространстве горизонтальные пейзажи совсем исчезли, существование людей проходит в тянущихся вверх многоэтажных джунглях из стекла и бетона. Мегаполис въелся в кожу современного человека, как тату и городская пыль. Он покоряет, довлеет физически и морально. Азиатская привычка жить по строго заведенному ритуалу и традиционная регламентация жизни сейчас еще более ужесточены требовательным укладом техногенной цивилизации и современной социальной структурой, ориентированная на достижение успеха и жесткое выполнение заданной роли. Подчиняясь духу корпораций, человек становится винтиком в социальном механизме, а все более завися от высоких технологий, превращается в придаток общества потребления. В технически развитой Корее, где сконцентрировано мощное корпоративное производство, это, видимо, чувствуется особенно остро. Мегаполис захватил личность в тиски, но тяга к свободе и самовыражению, чувствительность и философствование, стремление к естественности и свойственное азиатской самобытности любование простыми природными вещами требуют выхода. Сознание вынуждено мириться с существующим положением вещей,  но подсознание бунтует и вырывается на волю.  
Готовясь к выставке, корейские организаторы попытались отыскать концепцию, наиболее точно описывающую этот процесс и, как ни странно, выбрали очень европейский текст. Наверное, он позволил им выйти из азиатской системы ценностей и оценить ситуацию со стороны. Они обратились к работе Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и предложили выразить противостояние сознательного и бессознательного через две его категории: аполлоническое и диониссийское. Первое стремится к гармонии, порядку, эволюционному развитию. Второе воплощает хаос, бунт, страсть, экстатическое восприятие мира. Мегаполис диктует правила и образ жизни, а личность бунтует. В работах художниц перед нами предстают два типа этого бунта. При этом они обе по-своему воспевают мегаполис, отдают дань его величественной и гордой красоте, но находят особую точку видения, при взгляде с которой установленный порядок разрушается. По отношению к мейнстриму социальной жизни эта точка маргинальна и провокационна.
Лим Ву Джае в проекте «Неоткрытая история» внедряет в пространство мегаполиса живописные образы, которые отражаются в окнах небоскребов, покрывают  стены и архитектурные детали строений. В порядок строгих линий вмешивается эмоция и буйство красок, художница совершает открытие неизведанной, невидимой для обычного городского жителя стороны жизни, ее творческой изнанки. Она как будто взрывает мегаполис изнутри. Этот живописный «терроризм» безвреден для людей и зданий, но чрезвычайно опасен для системы регламентов, потому что превращает обывателя в художника.
Ан Джун выстраивает свой «Автопортрет» тоже на грани, на границе мира и пустоты, жизни и смерти. Возвращаюсь к подростковым фантазиям о суициде, она разыгрывает это опасное желание, приходящее в момент осознания уходящей молодости, потери смысла или осознания, что жизнь коротка и уязвима. Сидя на самом краю и посмотрел вниз, она сфотографировала свои ноги, а потом, отделив взгляд от объектива, установила камеру в режим автоматического затвора и стала героиней эпатажного спектакля на фоне прекрасных декораций мегаполиса. Есть в этой истории что-то кинематографическое, от азиатских психологических фильмов ужасов, населенных призрачными белыми героинями с развивающимся крылом черных волос. Персонаж-автор всегда в динамике,  ее тело зависает над пропастью, болтает ногами и прыгает, а разум преодолевает боязнь высоты и балансирует на остатках чувства самосохранения. «Я исследую страх, удовольствие и напряжение в этой ситуации. это очень короткий миг, когда скрытые желания встречается с реальностью, и фотографии можно заморозить этот момент таким, каков он есть», - признается Ан Джун.

Эстетские образы и виды, декадентские идеи и пафос бунта – этот «больной нерв» говорит о культивируемой запоздалой подростковости, которая стала основной характеристикой азиатского искусства и ментальности поколения, выросшего в мегаполисах и воспитанного на комиксах, компьютерных играх и анимации.

Артем Магалашвили