Человеческий интерес / Групповая выставка

"Коммерсант" о проекте Ростана Тавасиева

В Мультимедиа Арт Музее (МАММ), а также в Facebook и других виртуальных пространствах проходит выставка Ростана Тавасиева "Все сложно", сделанная при поддержке "Билайна". В виртуальный мир искусства погрузилась АННА Ъ-ТОЛСТОВА.
 
Вот уже несколько месяцев подряд пользователям Facebook из художественной и околохудожественной среды приходят предложения дружить от странных персонажей со странными именами: Там Пурпурный, Шаровая Молния, Божественный Ветерок, Зеленый Куб, Конструкция Винчи, Полная Мысль, Хидден Хиккимори. Все они объединены в некое сообщество, постоянно общаются меж собой и поддерживают связь с мистической Света Проекцией. Все они, судя по аккаунтами, страшные эстеты, немного философы, слегка графоманы, но с изящным слогом и законченные нарциссы, потому что столько фотографий себя любимых, сколько публикуют они на своих страничках, не найти ни у одной поп-звезды. Кстати, сейчас они вовсю обсуждают идею создать культовую группу "концептуальных фриков", чтобы утереть нос Леди Гаге. Встретиться со всеми семью лично можно на выставке в Мультимедиа Арт Музее: "френды" оказываются пушистыми плюшевыми созданиями с милыми игрушечными мордочками, все разных цветов радуги, разных полуабстрактных-полуфигуративных форм и разных размеров — Полная Мысль, например, в соответствии со своим именем весьма тяжеловесна, а Конструкция Винчи почти воздушна. С ними желательно сфотографироваться и повестить снимок в Instagram: они немедленно перетащат фото к себе, так что любой посетитель музея имеет шанс попасть на страницы истории искусства. Кажется, наибольшей популярностью у зрителей пользуется Зеленый Куб с заросшей, как у бобтейла, мохнатой физиономией, а Хидден Хиккимори, чьи фиолетовые лапы едва видны из-под белого постамента, спрятавшегося у лифта, отчаянно ревнует. Впрочем, все семеро не столько выясняют отношения друг с другом, сколько рассуждают о высоком, о музеях, смотрителях, зрителях и кураторах, о славе и забвении, ругают критиков и комментируют их ошибки, беспокоятся о том, что случается с произведениями после выставки, и пытаются понять, что же задумал их создатель — художник Ростан Тавасиев. 
 
Надо полагать, художник Ростан Тавасиев, младший брат "младоконцептуалистов", остроумно выбравший своим материалом плюшевые игрушки, как обычно переводит разговор о серьезных материях в игровое поле. Разыгрывает Пигмалиона, наделяющего свои творения душой, пусть и виртуальной, недаром же философы твердят нам о виртуализации мира. Творит не столько пластические формы, полные аллюзий на историю искусства (хотя у Ростана Тавасиева, выпускника Строгановки, большой пластический дар, проявляющийся даже в таком несерьезном и нехудожественном материале, как плюш, и любые аллюзии ему прекрасно удаются), сколько персонажей — в соответствии с излюбленной стратегией московского концептуализма. Но поселяет их не на коммунальной кабаковской кухне, а в социально-сетевом коворкинге, где в духе новомодных интерактивности, партиципаторности и прочей "эстетики взаимодействия" можно буквально "пообщаться с произведением искусства". И, конечно, его коворкинг моментально оказывается пародией на социум современного искусства. В общем, названием этого простого на вид проекта неслучайно стала замечательная фейсбучная формула "Все сложно". Тут, наверное, надо что-нибудь добавить и про бахтинскую полифонию, но, боюсь, Божественный Ветерок не оценит, а Там Пурпурный и вовсе засмеет. 

Автор: Анна Толстова

Источник: kommersant.ru