Jhffddfhuddfgdfffy / Давид Тер-Оганьян

"Веселые не картинки": газета Стрела о выставке Давида Тер-Оганьяна

Если просто стучать по клавиатуре, что-нибудь да получится. Даже если выходит сплошное Jhffddfhuddfgdfffy, не отчаивайтесь – это не бессмыслица, это название рождественской выставки в галерее Anna Nova. Петербургская галерея до 15 февраля принимает в своих стенах московского гостя, молодого, но уже международно известного топового художника Давида Тер-Оганьяна.
Тер-Оганьян – провокатор и конспиратор. В чем, в чем, а в простоте художественного метода его не обвинишь. На одной из групповых выставок, где Давид был заявлен участником, поначалу невозможно было найти ни одной его работы. Казалось, вот так элементарно отказаться демонстрировать свои творения – невесть какой банальный ход, слишком слабый способ протеста. Однако выяснилось, что художник заполнил своими произведениями все пространство, только искать их следует по углам да закоулкам – там, где он незаметно разместил муляжи взрывных устройств. Называлось произведение «Это не бомба». Тогда Тер-Оганьян вступил в игру не только со зрителями, не только с охраной выставочного зала, но и с самим искусством. В новом актуальном формате он воспроизвел один из самых известных художественных образов XX века, на современном языке воплотил замысел Рене Магритта, в 1929 году написавшего картину «Вероломство образов». Там художник в манере, как сказали бы сегодня, гиперреалистов (то есть безо всяких «измов») изобразил курительную трубку, сопроводив ее подписью Ceci n’est pas une pipe («Это не трубка»). Непрозрачный намек на то, что образ, создаваемый художником, не зависит от изображаемого предмета.
Чтобы не просчитаться, жди подвоха от любого проекта Тер-Оганьяна. Не прогадаешь, даже если выставка называется вполне по-дадаистски – Jhffddfhuddfgdfffy. За дадаизмом, однако, пожалуйте в Эрмитаж: там еще идет ретроспектива классиков этого направления. За неожиданными открытиями – в Anna Nova. На первый взгляд – все прилично. Тер-Оганьян – хороший рисовальщик, его изображения хотя и не складываются в монотонные серии, как принято в любом выставочном проекте, но узнаваемы. Это несмотря на то, что выполнены они в разных техниках, вплоть до компьютерной графики, а в темах автор себя никак не ограничивает. Игра с искусством начинается на первом этаже галереи. Там оригиналы выставлены рядом с копиями. Минималистичная графика с помощью фотопринтера разогнана до гулливерских размеров. Так, парой кликов один вид изобразительного искусства превращается в другой. Рисунок становится картиной, галерейный формат – музейным, сотня легких интуитивных штрихов начинает выглядеть тяжеловесным плодом многодневных выверенных жестов с кистью наперевес.
На втором этаже – другая трансформация. Тут бессчетное количество рисунков. Только они не развешаны по стенам, а нон-стоп, то есть в бодром темпе, демонстрируются на нескольких огромных экранах. Еще с десяток фоторамок так же транслируют художественные образы, но уже в более доступном для разглядывания медитативном формате. Сопровождается эта чехарда музыкой, напоминающей то ли поп-техно, то ли экспериментальную электронику. Что на выходе? На выходе не сотни графических работ и рисунков, а кое-что поважнее. Трансформация зрителя. Возможная. На улицу можно выйти двумя путями – как обычный любитель искусства, вкусивший плода буржуазного галерейного бизнеса, или как уличный активист, получивший прививку революционного искусства. И Тер-Оганьян предоставляет такую возможность. Он продумал все. Завершающая проект инсталляция выполнена из множества одинаковых наборов, перевязанных красным скотчем. Очень похожие на заложенные когда-то в Москве «Это не бомбы», но при ближайшем рассмотрении оказывающиеся безобидным набором уличного художника. В него входит баночка алкогольного энергетика, пачка сигарет, зажигалка и баллончик с краской. Инструкции вроде бы и не требуется. Надо – выпил для вдохновения. Не определился с замыслом – покури, подумай. И на улицу – творить новую реальность прямо в городских пространствах. Ведь каждый из нас художник. А чтобы доказать это, любые средства хороши.

Автор: Андрей Кудряшов

Источник: Газета Стрела