ÁKKTA / Egor Kraft

Egor Kraft

ÁKKTA

10 ноября - 02 февраля 2019 г.


Ákkta – первая соло выставка Егора Крафта в галерее, на которой будут собраны основные проекты последних лет. На ней представлены экспонировавшиеся ранее на международных площадках проекты Air Kiss, The New Colour, Kickback и абсолютно новые работы из текущего проекта Content Aware Studies.
 

Структуры стремительно растущего объема вместимости; синтетический интеллект; геополитические процессы, принимающие форму техно-политических; эпидемия производства информации планетарного масштаба и автоматизация её анализа; вездесущая дискретность и машинная интерпретация; сущности: физические, юридические и синтетические; биотехнологические вмешательства; спекулятивные крипто-экономики — все эти перспективы и контексты заново переопределяют понятие человеческого и заявляют о новой геологической эпохе.

В какой мере человеческое является автономным, непредсказуемым, не расшифрованным и иррациональным? Каким образом все то, что мы привыкли называть аспектом человечности и разума, будет сосуществовать с точной машинной автоматической организацией, неизбежно приближающейся во все ускоряющемся темпе эпохи антропоцена?

Увидев однажды поверхность под микроскопом, мы больше никогда не увидим её такой, какую знали раньше. Как мы переопределим «человеческое», увидев через линзу других синтетических форм восприятия и мышления? Задать возникающие политические, этические и эстетические вопросы – новая и неотъемлемая задача художественного процесса как сугубо «человеческого» проекта.
 

CONTENT AWARE STUDIES

Мрамор, полиамид, алгоритмы машинного обучения, 3D-сканирование, 3D-печать, видеоинсталляция

Начальная стадия исследования и проекта Content Aware Studies ставит задачу восстановления утраченных фрагментов фризов и скульптур периода классической античности с помощью искусственного интеллекта, а в частности, технологии машинного обучения. Основываясь на 3D-скане оригинальной скульптуры, алгоритм, используя тысячи 3D-сканов скульптур того же периода, генерирует трехмерные модели видео и изображения утраченных фрагментов скульптур и фризов, а также генерирует никогда не существовавшие предметы античного искусства. Спекулятивно воссозданные, некогда утраченные фрагменты впоследствии будут материализованы из синтетических высокомолекулярных пластмасс при помощи 3D-печати и интегрированы в мраморную реплику скульптуры. Проект противопоставляет эстетику классического античного искусства и генеративного метода, исследует автоматизацию художественного труда, новые формы материальной культуры и квази-археологию. Художник исследует возможность коллаборации с искусственным интеллектом, потенциал этой синтетической субъективности, мета-археологическую форму производства знания, этические проблемы внедрения методов компьютации, поднимая вопросы о традиционном понимании идеи авторства, подлинности и производства искусства и истории. Проект Content Aware Studies инициирует масштабное международное исследование возможностей технологий ML (машинного обучения) и AI (искусственного интеллекта) в отношении искусства и современной культуры.
 

THE NEW COLOUR

Онлайн интервенция; 2011 – 2018 Фильм, вебсайт: thenewcolor.net, книга

«Новый цвет» - это виртуальная интервенция, фальсифицирующая факт о революционном открытии совершенно уникального и ранее неизвестного человеческому глазу цвета. Однако, согласно заявлению на сайте вымышленной Американской компании (ACI), этот цвет совершенно невозможно отобразить и запечатлеть посредством цифровых устройств по причине цветопередачи RGB (red green blue), присущей всем современным цифровым устройствам. Этот проект исследует манипулятивные свойства медиа и новые формы производства знания. В поддержку легенды был создан сайт несуществующей американской компании, специализирующейся в области прикладной химии (ACI), где псевдонаучным языком приводятся доказательства существования нового цвета и представлены интервью с очевидцами этого уникального явления. Введенные в заблуждение посетители сайта thenewcolor.net пишут письма на электронную почту несуществующей компании, выражая свое желание увидеть цвет, посетить лабораторию, приобрести образцы; поступают предложения об инвестициях и коллаборациях. Количество подписчиков страницы в Facebook ежедневно растет, а Google-поиск по запросу New Color отображает сайт компании на верхней строчке списка. В качестве документации и текущего результата интервенции послужило издание книги, состоящей из сотен писем, среди которых письма от журналистов, известных научных институций, инвесторов, художников и большого числа других заинтересованных.
 

AIR KISS

Фильм, 19’34”, 2017-2018 Пятиканальная видео инсталляция, книга www.air-kiss.com

Фильм Air Kiss, созданный художником в коллаборации с Пекка Айраксиным, Алиной Квирквелия и Кариной Голубенко, был инициирован в контексте исследовательской программы The New Normal в Институте «Стрелка» (Москва, 2017).

Air Kiss — фильм, повествующий об организации нового общества, в котором все процессы управляются искусственным интеллектом, заменившим государственные институты в результате автоматизации всех сфер жизни на примере спекулятивной модели Москвы 2050 года. В такой ситуации стираются границы между субъективностью жителя и Плазмой — адаптивной системой, которая постоянно трансформируется и самостоятельно изменяет алгоритмическое законодательство в соответствии с ценностями, убеждениями и поведенческими закономерностями каждого пользователя, таким образом превращаясь одновременно в его внутренний голос и персонального психотерапевта. Это новая экосистема, которая, с одной стороны, растворяет в себе государство, суверенитет, собственность и даже личные границы, с другой — создает множество новых уровней автономии и ранее не существовавших зон в их постоянной конфигурации. Децентрализованная система искусственного интеллекта, растворенная в материи окружающей среды и инфраструктуры, способна обрабатывать триллионы йоттабайтов информации и реагировать на ежесекундные изменения, регулируя общественные процессы, взаимоотношения, производство и распределение основного дохода населения. То, что раньше считалось комнатой в доме, улицей в городе, пригородной зоной, областью или нацией, утратило свое первоначальное значение и стало подвержено аморфному алгоритмическому управлению.
 

KICKBACK

Интервенция, 2015

Проект начался с покупки нескольких белых футболок в шведском сетевом магазине одежды H&M в августе 2014 года. Затем на новые футболки методом трафаретной печати был нанесен принт Please Ignore This Text – Keep Shopping («Пожалуйста Игнорируйте Этот Текст – Продолжайте Покупать»), и после этого товар был возвращен в магазин под видом неподошедших вещей с последующим возвратом денег. После повторного посещения магазина обнаружилось, что модифицированные футболки не только снова продаются, но и выставлены в центральном торговом зале среди прочих товаров этого же бренда одежды. На футболках снова присутствовали магнитный противокражный замок и все необходимые бирки и ценники. После первого эксперимента была проведена серия аналогичных акций, посвященных абсурдности современной автоматической культуры потребления.
 

NOW IS JUST RIGHT NOW

Сайт-специфик инсталляция, 2012

«How long is now?» («Как долго длится сейчас?») - граффити, появившееся на стене еврейского района независимого Берлина, стало его символом в конце прошлого века. Размышляя над поставленным вопросом, Егор создал неоновую инсталляцию «Now Is Just Right Now». Её основная идея – заставить зрителя перестать фокусироваться на концепции «настоящего момента» и принять его постоянное присутствие. Проект обращает внимание на то, что единственное, что у нас есть, - это «сейчас», которое моментально оказывается в прошлом.
 

I PRINT THEREFORE I AM

Ки­не­ти­че­ская скульп­ту­ра, 2014 Мо­ди­фи­ци­ро­ван­ный прин­тер, ру­лон бу­ма­ги, ка­ни­стра чер­нил.

Циф­ро­вой прин­тер мо­ди­фи­ци­ро­ван та­ким об­ра­зом, что спо­со­бен непре­рыв­но осу­ществ­ля­ет пе­чать по за­коль­цо­ван­но­му внут­ри прин­те­ра ли­сту бу­ма­ги, он беc­пре­стан­но пе­ча­та­ет, слов­но пре­бы­вая в ре­жи­ме loop. Объ­ект был впер­вые по­ка­зан на вы­став­ке Printed Matter в Му­зее Пе­ча­ти в рам­ках па­рал­лель­ной про­грам­мы Manifesta 10 в Санкт-Пе­тер­бур­ге. При по­мо­щи под­клю­чен­ной к прин­те­ру взло­ман­ной си­сте­мы по­да­чи из 5 лит­ро­вой ка­ни­стры чер­нил, он пе­ча­тал на про­тя­же­нии всей вы­став­ки, по­чти два ме­ся­ца, без оста­нов­ки вос­про­из­во­дя одну строч­ку: «I Print, Therefore I Am» (рус. «Я пе­ча­таю, сле­до­ва­тель­но су­ще­ству­ю», про­изводное от «Я мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ству­ю», — Р. Де­карт, Discours de la méthode, 1637). Че­рез непре­рыв­ную ак­тив­ность ру­тин­но­го ха­рак­те­ра, прин­тер ма­ни­фе­сти­ру­ет свое су­ще­ство­ва­ние, ра­бо­тая по за­ко­нам из­жи­ва­ю­щих себя ме­ха­ни­че­ски-про­из­вод­ствен­ной и по­тре­би­тель­ской куль­тур, сфор­ми­ро­ван­ных в те­че­ние двадцатого века, на­ча­ло ко­то­рых про­ис­хо­дит из пе­чат­ной тех­но­ло­гии, став­шей шаб­ло­ном для всей по­сле­ду­ю­щей ме­ха­ни­за­ции. Оче­вид­но, что «Ти­по­гра­фи­че­ский транс» из­жи­ва­ет себя, и на сме­ну ему при­хо­дят ме­диа-тех­но­ло­гии, да­ю­щие боль­ше воз­мож­но­сти для про­ак­тив­ных ре­ак­ций. В свя­зи с этим, ра­бо­ту I Print, Therefore I Am мож­но рас­смот­реть как мо­ну­мент по­след­не­му ра­бо­та­ю­ще­му прин­те­ру на зем­ле, непре­рыв­но и бес­по­лез­но пе­ча­та­ю­ще­му, слов­но не осо­зна­вая, что на сме­ну ему при­ш­ла но­вая ло­ги­ка.