Веселые друзья / Олег Маслов

Олег Маслов

Веселые друзья

09 ноября - 15 декабря 2007 г.


Олег Маслов, статусный петербургский художник, известен своими радикальными экспериментами в искусстве. Во второй половине 1980-х он был одним из “новых диких” и нарисованный им вместе с Алексеем Козиным синий череп, забивающий себе в кость синим молотком синий гвоздь, бил наповал даже самого стойкого зрителя.

В 1993 году Маслов в дуэте с Виктором Кузнецовым шокировал публику еще сильнее, представив серию картин “Голубая лагуна”, (с этой выставки в декабре 1993-го собственно и началась история Новой Академии на Пушкинской, 10). Маслов и Кузнецов тогда выступили как разнузданные фотореалисты, представив масштабные портреты обнаженных героев петербургской художественной жизни Андрея Хлобыстина, Лены Поповой и Валерия Кацубы на скалах Симеиза.

После создания эпохального полотна “Триумф Гомера” Маслов и Кузнецов решили некоторое время поработать сольно. И галерея Anna Nova представляет цикл картин Олега Маслова “Веселые друзья”, написанный в 2006 – 2007 годах. Веселые друзья — летние спутники жизни художника, георгины сорта “Веселые ребята”, растущие у него на даче под Ораниенбаумом, в поселке Кронштадтская колония. Этот поселок — когда-то немецкая рыбацкая артель — расположен на знаменитом художественном побережье около Санкт-Петербурга. Здесь невдалеке от императорских дворцов селились архитекторы, художники и историки культуры, участвовавшие в постройках, в декорационных работах, в собрании коллекций искусства. По соседству с Кронштадтской колонией в Мартышкино жили Александр Бенуа и Константин Сомов.

Георгиновый палисадник Маслова при старинном доме, принадлежавшем артельному старосте Бутсу, прорастает всем спектром изысканной петербургской живописи времен “Мира искусства”. Декорация из цветов и трав напоминает сказочные кулисы мариинских классических балетов, солнечный зеленый блещет мартышкинскими лугами и рощами Сомова. Но у границы этого цветочного мира дежурит синяя тень масловского джипа, прозванного “Парфеноном”, которая возвращает палисадник в наше время: в серию поп-артовских изображений всего однозначно соблазняющего своей красотой.

Поп-артовская живопись — хит российского искусства нулевых, которое на равных участвует в потребительском буме, как об этом свидетельствует творческая история московского дуэта Виноградов-Дубоссарский. Акцент в живописи Маслова однако же сделан не на поп-артовском упаковочном глянце, не на неизбежном перерождении искусства в товар массового спроса. “Веселые друзья”, в гуще которых влечет затеряться, ведут к корням поп-артовской философии о флюксусовской, то есть проточной и быстро меняющейся повседневной жизни “у земли”. Еще сегодня излучающие цвет в пространство георгины и живые личики анютиных глазок поражают наше воображение и кажутся незабываемыми, следующим летом будут другие, да и мы сами, как горошины из одного стручка, живем, пока участвуем в этой бесконечно волнующей экономике природы.

Сухой бутон, “забытый” в кипении лета, обещает осень, насыщает временем акриловые клумбы, напоминая о преходящем, которому так точно нашел слова Эрнст Юнгер в своих “Прибрежных находках”: «В мелких зарослях за дюной, в самой гуще буйного камыша я во время своей обычной прогулки сделал удачную находку: большой осиновый лист с выеденной в нем круглой дырой. Ее окаймляла темно-зеленая бахрома, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся целым скопищем крошечных гусениц, вцепившихся своими челюстями в край листа. Вероятно, какая-то бабочка отложила здесь свои яйца, и вот молодой выводок, словно пожар, начал пожирать все вокруг себя. Эта картина показалась мне необычной потому, что в ней отразился процесс уничтожения, не вызывающий боли. Здесь было отчетливо видно, как устроена двойная бухгалтерия жизни». “Веселые друзья” Олега Маслова — яркий эпизод вечного возвращения, и наше время утверждает, что возвращается всегда преходящее.
 

Екатерина Андреева