Живое и мертвое / Петр Швецов

Журнал "НОМИ" о выставке "Живое и мертвое"

Проект Петра Швецова захватывает пространство смыслов от канонического «смертию смерть поправ» до полулегендарного пастернаковского «о жизни и смерти». «Живое и мертвое» состоит из двух частей. В первой — только одна большая картина, «Ночной дозор». Это швецовская версия хрестоматийного сюжета Рембрандта, дополнительно нагруженного догадками из видео Питера Гринуэя. Вторая часть — серия картин «Живое и мертвое» вместе с таксидермическим «видеофонтаном». «Дозор» создан специально для настоящей выставки, «Живое и мертвое» в виде самостоятельной инсталляции уже показывалось на Арт-Москве-2007.
В серии картин «Живое и мертвое» он откровенно изображает чучела животных. Позы неестественны, глаза остекленело смотрят в никуда. Художник усиливает эффект мертвого двумя приемами. Звери изображены на беспросветно черном фоне, который создан с помощью технической краски, — ею красят заборы. Картины покрыты толстым слоем из смеси олифы и лака, живописи придается эффект мумии в квадрате. Здесь никаких надежд на воскрешение. Таксидермический фонтан как метафора
бесконечного страдания дополнена видео с детьми, бегущими по нескончаемому тоннелю. В противостоянии энергетики «Ночного дозора» и «Живого и мертвого» заключен, на мой взгляд, смысл нового проекта Петра Швецова. В прежней, московской версии, где в замкнутом боксе была создана инсталляция из картин и фонтана, не хватало именно такой мощной и многослойной антитезы, как живописный «Ночной дозор». 

Дмитрий Новик

журнал "Новый мир искусства" № 5 (58), Живая живопись

Источник: