Затерянные миры. Реставрация. Фотография 2006 - 2009 / Владимир Кукуруза

Владимир Кукуруза

Затерянные миры. Реставрация. Фотография 2006 - 2009

19 февраля - 13 марта 2010 г.


Искусство архитектора всегда впереди времени. Архитектурный проект моделирует будущее. Будучи осуществленным, он становится частью материализованной летописи истории человеческой цивилизации. Он стареет вместе с людьми, подвержен разрушению под воздействием времени и разного рода обстоятельств. Искусство фотографа – принадлежит прошлому. Фиксируя действительность здесь и сейчас, фотография,  будучи напечатанной, тут же становится принадлежностью истории. Архитектурная фотография – особый жанр, конвертирующий летопись из камня, стекла и бетона в образы, которые остаются жить в документах, открытках, журнальных картинках, плакатах, рекламных постерах.

 Личность художника способна сотворить чудо. Творчество Владимира Кукурузы больше, чем фотография. Он вынимает настоящее из прошлого, вернее из его руин, тем самым раскрывая Божественный промысел. Под магическим воздействием его мастерства и таланта обреченное на гибель и уже тронутое распадом возвращается к жизни в каком-то новом качестве, не теряя при этом своей подлинности. Его метафизический мир, где вода неподвижна, воздух прозрачен, а архитектура бессмертна, сродни бумажным проектам Александра Бродского и Ильи Уткина – искусно гравированным архитектурным пейзажам со стеклянной рекой, хранящей память о ХХ веке, призраком Хрустального Дворца, висящим на горизонте городской окраины, россыпью осколков разбившейся гигантской башни, которые складываются в ее тень.

В фокусе объектива Владимира Кукурузы самые загадочные и пронзительные пространства города на Неве – Новая Голландия, Стадион им.Кирова, замершие, но не сломленные фабричные руины «Красного Треугольника», сегодня находящиеся на грани исчезновения не только из-за физического износа, но больше из-за натиска инвесторов, мечтающих превратить их в бизнес-машины. Спасая этот исчезающий мир, Кукуруза обнаруживает предметы и смыслы, вытесняемые из нашей действительности, и закрепляет их своей фотографией. Можно сказать, что он реконструирует эту «ускользающую красоту». Реконструкция минувшего опасна – она чревата стилизацией, которая вносит ноты фальши в естественный ход жизни. Кукуруза избегает этого конфликта. Он не боится обнаружить следы распада и тлена. Его камера беспристрастно фиксирует некогда величественную архитектуру в состоянии упадка. Однако, раскладывая ее на серии кадров с разных точек и в разной степени приближения,  фотограф выходит на уровень художественной абстракции, а значит, остается объективным и современным. При этом он никого не обличает и ни к чему не призывает. Точнее говоря, он реставрирует этот уже почти утраченный мир, оставаясь правдивым и честным. Приметы былого, попав в объектив его камеры, обретают качество абсолюта и тем самым становятся принадлежностью  настоящего. Современность перестает восприниматься как трагедия бесконечных утрат; она выстраивается в величественную картину бытия, которая, однако, заставляет вспомнить легенду об Атлантиде. Да, завтра точно так же этот мир может исчезнуть с лица земли...Творчество Владимира Кукурузы перемещает его в бесконечность.

Ирина Коробьина,
директор Центра современной архитектуры, Москва