Девять горящих автомобилей / Группа Pprofessors

Группа Pprofessors

Девять горящих автомобилей

23 февраля - 17 марта 2007 г.


«МАШИНА ПЛАМЕНЕМ ОБЪЯТА…»

Проект Маши Заборовской и Андрея Люблинского «Девять горящих автомобилей» задуман и сделан на стыке современного искусства и дизайна. Непосредственным импульсом к работе над ним послужили известные события, произошедшие полтора года назад во Франции, когда жители арабских кварталов Парижа и других городов ввергли в страх и трепет благополучную европейскую страну, поставив ее на грань гражданской войны. Одним из наиболее действенных и эффектных способов воздействия на успокоенное сознание буржуа стали взрывы и поджоги машин, ярким пламенем заполыхавшие на всех телевизионных экранах мира. Приступы ярости и гнева протестующих обрушились на машину, автомобиль – именно этот самый расхожий фетиш культуры общества потребления стал мишенью для выходцев из стран третьего мира, представляющих сегодня реальную революционную силу.

Весь этот злободневный социально-политический бэкграунд вообще-то спрятан и совершенно не прочитывается у наших художников, избравших далеко не очевидные с точки зрения актуального искусства формы и технологии перевода ньюсмейкерской реальности в материал искусства. Девять объектов представляют собой аккуратно, стильно и безупречно сделанные дизайн-игрушки, в их стерильно ангельском обличии никак не ощущается смятение, разрушение и хаос, взрыв идеальной формы – все то, что уже служит начальной точкой отсчета в современном искусстве, приветствующего эстетику брутального веризма и деструкции. Однако, изысканно-минималистские формы слегка кубизированных, детско-наивных форм красивых цветных моделей машинок с притороченными гребешками пламени – гораздо более действенная и шокирующая форма, обращающая катастрофу, трагедию в разряд сувенирной шутки. Вообразите подобные «сувениры» нью-йорских башен-близнецов… ряд можно продолжить, а при желании подобрать неплохую коллекцию.

Собственно новаторство дизайнерского хода, привнесенного здесь в критическое поле современного искусства, состоит в создании остраненных, ясно и прозрачно считываемых эмблем, логотипов горящих машин – своего рода товарных брэндов события. Звучные бруски цвета возвращают нас к истокам современного дизайна – баухаузу – этому торжеству и культу первичных формальных элементов отвлеченной стерилизующей абстракции. Каждая из девяти машин – носитель логотипа какой-либо известной фирмы – Coca-Cola, Martini, Lacoste, Mc’Donalds, Heineken, Barbie, IKEA и др., нанесенных не по лекалу, а вручную, как бы с нечаянной погрешностью, что усиливает инфантильно-невинный эффект этих стильных ультрамодных игрушек. «Оперенные» огненными хвостами пламени они парят в пространстве идеального глянцевого рая: хоровод муз, утверждающий абсолютное торжество красоты и гармонии над хаосом и дионисийством мира, никак не желающего примириться с окончательной и полной победой тотального «дизайна от IKEA».

Глеб Ершов