Настоящее неопределенное / Илья Селецкий

Илья Селецкий

Настоящее неопределенное

29 июня - 18 сентября 2013 г.


(видео, объекты, инсталляция)

В конце июня в рамках акции «Ночь актуального искусства» галерея Анна Нова представит первую персональную выставку молодого петербургского художника Ильи Селецкого «Настоящее неопределенное»
Художник был выбран галереей среди множества заявок, пришедших в прошлом году на 4 конкурс молодых художников «Новые проекты для галереи Анна Нова»

«Человек постоянно пытается определить свое место в пространстве, не только географически, а глобально, пытается найти свое место в окружающей действительности,  миропорядке. Отсюда поиски смысла жизни. Путь изначально обреченный на неудачу, но заложенный в природу человека. Мир, внешний и внутренний, не подлежит стопроцентному контролю. Судьба, случай, ощущение какое-то постоянного «вдруг», плюс путаница в голове и самоощущении, неясно,  куда идти, и что, вообще, со всем этим делать. На таких мыслях, наверное, когда-либо ловил себя каждый человек. И именно об этом проект Ильи Селецкого «Настоящее Неопределенное…». Название  времени глагола из английской грамматики «Present Indefinite» абсолютно точно передает суть ситуации. Роковая неопределенность. Человек – заложник системы, которая существует по своим принципам, человеку не открытым. Мы можем уловить какие-то узловые моменты этого процесса и даже описать с помощью категорий теории процессов, кибернетики или психоанализа. Нужно только остановить мгновение в какой-либо важной точке, подвергнуть ее анализу и тщательно препарировать. Автор выстроил три модели, три виртуальных мира, схваченных именно в такой точке существования. Но механизмы, алгоритмы и функции - только мишура, за которой скрыты эмоциональное переживание момента и его художественное осмысление. Целостная картина получается только при синтезе, когда художник и зритель on-line включают опцию «творческое мышление».     Человек постоянно старается определить себя в пространстве, не просто географически, а глобально – пытается найти свое место в окружающей действительности,  миропорядке. Отсюда постоянные поиски смысла жизни. Путь, изначально обреченный на неудачу, но заложенный в природу человека. Мир, внешний и внутренний, не подлежит стопроцентному контролю. Судьба, случай, присутствие какого-то постоянного «вдруг», путаница в голове и самоощущении, плюс неясность, куда идти, и что, вообще, со всем этим делать. На таких мыслях, наверное, когда-либо ловил себя каждый человек. И именно об этом проект Ильи Селецкого «Настоящее Неопределенное…». Название  времени глагола из английской грамматики «Present Indefinite» абсолютно точно передает суть ситуации. Роковая неопределенность. Человек – заложник системы, которая существует по своим принципам, нам не открытым. Мы можем уловить лишь какие-то узловые моменты этого процесса и, возможно, описать их с помощью категорий из теории процессов, кибернетики или психоанализа. Для этого нужно только остановить мгновение в какой-либо важной точке, подвергнуть анализу и тщательно препарировать. Автор выстроил три модели, три виртуальных мира, схваченных именно в такой точке существования. Но механизмы, алгоритмы и функции - только мишура, за которой скрыты эмоциональное переживание момента и его художественное осмысление. Целостная картина получается только при синтезе, когда художник и зритель on-line включают опцию «творческое мышление».

Точка невозврата

Психологические аспекты этого состояния переживал каждый - еще секунду назад можно было все изменить, но теперь уже поздно. Художник использовал максимальную метафору невозвращения. Трескающиеся лобовые стекла зависли, как в стоп-кадре,  в их дробящихся поверхностях мелькают картины разбивающихся машин. Фиксация сrash-тестов заменяет воспоминания об авариях. У такого прошлого - острые края. Хотя его причесанная версия вполне может быть представлена публично, могут возникнуть скользкие вопросы этического плана. Эти автомобильные стекла – остатки реальных аварий. Художник проецирует эмоциональные видео-образы на документальные свидетельства катастроф. Где проходит граница между реальностью, фальсификацией действительности или художественным отражением? Когда появляются такие вопросы, то точка пройдена. Переступив эту границу, зритель уже участвует в игре. Возврата нет.

Точка бифуркации

Жизнь непредсказуема. Эта система то и дело отклоняется от основного направления и приходит в критическое состояние. Старые этапы заканчиваются, а что впереди - кто знает? Точно предсказать невозможно. Будущее разветвляется и создает две или более траектории в пространстве возможных событий. Выбор определяется случаем, или (для тех, кто верит в иллюзии) собственным волевым решением. Так хочется все наладить, синхронизировать, задать ритм - четкий, как биение сердца. Художник старательно выстраивает стройными рядами похожие на морских существ цветные сердца. Четкая структура не спасает, в любой момент все может рухнуть. Неустойчивость ли это округлой органической формы, сила тяготения, вмешательство фатума или локоть зрителя, но хрупкое, словно фарфоровое (а так оно и есть), сердце может упасть и разбиться вдребезги. Неопределенность в пике обострения. Постоянная борьба Порядка и Хаоса.
Но человек как художник и художник как человек с этим смириться не может. Спасение найдено в объединении сердец, одно цепляется за другое, второе за третье и так далее. Чем больше сердец проросло друг в друга, тем устойчивее система. Унизанные перстнями руки сшивают из кусков мяса неровную сердечную массу. Магический обряд, эксперимент ренессансного гения, манипуляции Вуду или просто аристократическая ассистентка доктора Франкенштейан собирает стежок за стежком новое сердце для его монстра. В любом случае наступает момент оформления и возникает новый порядок.

Точка покоя

Время дает передышки. Из бегущей линии точка превращается в самоё себя, зависает в поле векторных напряжений и обращает взгляд внутрь. Современному человеку, чтобы достичь этого состояния, требуется стимуляция, и дабы точка покоя не превращалась в точку дивана, художник предлагает тренажер для медиа-медитации, выполненный в виде сада камней информационной эпохи. Каменные глыбы заменены телевизорами с электронно-лучевой трубкой - в стиле модного сегодня ретро (считается, что элементы ретро помогают расслабиться). В каждом экране рука пианиста скользит по клавишам, наигрывая набор нот. Из этих классических фрагментов (считается, что классика тоже помогает расслабиться) в случайном порядке собирается непредсказуемая музыку сфер, которая удачно заменит буддистские песнопения или караоке. Пациент, проходящий процедуру релаксации, погружается в медитативное состояние, оказывается наедине с самим собой и может понять что-то важное о себе и своей жизни, пока коронарное давление приходит в норму и ритмические импульсы организма  затихают.

Три точки

В финале можно было бы просто поставить троеточие. Действительно, временной поток несет нас через пороги и кармические узлы к неясной цели. Но, творя и воспринимая художественные миры, можно избавиться от навязчивого влияния времени, перенести болезненность воспоминаний, настойчивость порядка, иррациональность хаоса и даже эгоцентризм собственной сущности, с которым поможет справиться только самоирония. Ухватившись за  образ, как за соломинку, мы можем набросать систему координат, превратить его в точку отсчета и обернуть время в свою пользу. Остаётся только найти точку опоры, чтобы перевернуть наш собственный мир.

 

Артем Магалашвили