Голова архитектора / Петр Швецов

Петр Швецов: Смотрите на портреты как на абстрактную живопись

В новой галерее «Anna Nova» будет представлен новый проект Петра Швецова «Голова архитектора». В своей мастерской за чашкой чая художник рассказал о своей любви к архитектуре и зачитал вслух список из 40 голов зодчих, которых он 13 лет писал маслом.


 - Выбор галереи «Анна Нова» чем-то мотивирован? 

- Нет, обычно художники ничего не мотивируют. Просто директор галереи Наталья Ершова давно хотела делать какой-нибудь мой проект. Мы долго вели переговоры, а теперь появилась возможность сделать выставку. Особо и выбирать не приходится: в Петербурге мало галерей, а коллективно я стараюсь не выставляться, потому что это отнимает очень много сил и времени, а отдачи — никакой. Мне хотелось бы рецензий, критики, любой реакции на мою работу. 

- Кто предложил тему выставки?

- Мы обсуждали-обсуждали, что хотелось бы выставлять в галерее, и в конце концов решили, что это будет именно «Голова архитектора». Первые портреты для этой серии я стал делать еще в 1992 году. Время от времени возвращался к этой теме, и вот наконец-то решил, что пора показывать этот проект. С одной стороны, это плод многолетней работы, с другой — я просто хочу закрыть эту тему. Потому что иначе это превратится в «проект всей моей жизни», и тогда выставка будет организована уже посмертно — а это, согласитесь, неприятно.

- Что это за работы?

- Это живопись. Страшно немодная тема сегодня.

- А что модно — инсталляции?

- Да, инсталляции, и желательно — видео. А живопись вообще нельзя сейчас без смеха воспринимать. Ну, я и подумал, что самое время сделать выставку живописи. 

- Чтобы люди посмеялись, или чтобы изменить их отношение?

- Не то, чтобы посмеялись… Может быть, чтобы загрустили… Чтобы задумались. Я считаю, что пластика бывает самой разной, и живописная ничуть не хуже, чем видео. Всегда надо стараться, чтобы выбранная пластика была убедительной. 

- Вы представите головы буквально, или название выставки — просто метафора?

- Наоборот, все очень прямолинейно. Будут портреты архитекторов, 40 штук. Самые разные архитекторы самых разных направлений и стилей. В основном это архитекторы, которые строили Санкт-Петербург, с самого начала и до наших современников. Но есть также архитекторы, которые не строили Санкт-Петербург, но которых я не мог проигнорировать по тем или иным причинам. 

- По причинам Вашей любви и уважения, их значимости, роли в истории? 

- А также по причине выразительности их лица или моего личного к ним отношения. По совокупности. 

- Лицо архитектора интереснее, чем его творения?

- Иногда — да, иногда — нет, всегда по-разному. Очень сложно определить, почему я выстроил вот такой ряд, а не другой. А может, и не нужно. Более того, я собираюсь показывать обезличенные портреты, без табличек под картиной: «Портрет Кваренги» или «Зодчий Росси». Хотя это все они имеют портретное сходство с прототипом. Безусловно, искушенная публика, люди, которые знакомы с архитектурой, знают архитекторов и то, как те или иные архитекторы выглядели, конечно, смогут узнать того или иного персонажа. Кстати, экспозиция будет очень специально выстроена.

- А как? Или это интрига?

- Некоторым образом это интрига. Из всех портретов будет составлен образ архитектора en général, своего рода «абсолютный портрет», но как это фактически будет смонтировано — я не хотел бы рассказывать. 

- Нужно ли посетителям как-то готовиться, чтобы испытать радость узнавания? Или просто смотреть и думать: так вот вы какие, архитекторы!..

- Я могу ответить на этот вопрос по-разному. С одной стороны, совершенно не надо готовиться, а с другой стороны — надо готовиться вообще. 

- Ну, вот я приду и никого не узнаю. А мне обидно.

- В Вашем случае я бы посоветовал относиться больше не к литературной части этой выставки, а наоборот — к пластической. Смотрите на портреты как… на абстрактную живопись. 

- Я всегда так делаю.

- Вот и правильно. Это самый лучший способ.

22-е ноября, 2005

Автор: Мария Кингисепп

Источник: БлогСлов