Конкурс 2008

Конкурс 2008

21 апреля - 30 мая 2008 г.


II Конкурс молодых художников «Новые проекты для галереи «Анна Нова»

НА СТОРОНЕ ФИЛОНОВА

"На стороне Филонова" – выставка номинантов Второго конкурса молодых художников "Новые проекты для галереи Anna Nova". В 2008 году исполнилось 125 лет со дня рождения Павла Николаевича Филонова (1883 – 1941), и в честь этого события конкурс был посвящен философии творчества художника. Жюри рассмотрело более 70 заявок, присланных из России, стран "ближнего зарубежья", Израиля и США. Определить единственного победителя голосованием не удалось, поэтому были выбраны семь проектов следующих художников:

Марья Дмитриева (Санкт-Петербург) - «Обнаженные»
Всеволод Жаров (Дзержинск Нижегородской обл.) - «Перепутье. Хаос и миф»
Люся Чарская (Москва) – «Отражение отражения»
Светлана Миронец (Москва) – «Строители»
Творческий тандем «Зомби Дум-Дум» (Ольга Боку, Саша Вилкин) (Санкт-Петербург) - «Вивисекторз»
Игорь Мякишев (Санкт-Петербург) – «Художник Филонов и Город»
Евгений Золотько (Тарту, Эстония) – «Обратная тяга»

(Имена художников и названия проектов указаны в порядке и по количеству поданных за них голосов).

Оргкомитет и Экспертный совет приняли решение провести групповую выставку из произведений семи отмеченных художников в галерее Anna Nova летом 2009 года.


Филонов стоит у истоков искусства ХХ века и, в особенности, искусства Петербурга. Именно аналитический антиурбанизм Филонова делает его единственным синтетическим художником Города. Образы Филонова рождают незатухающие волны резонансов, и каждый из номинантов конкурса представляет какую-то из сторон сложной конструкции филоновского мира. "Обратная тяга" Евгения Золотько тематизирует саму гиперболизированную проективность системы Филонова, сближающейся с другими авангардными системами нового креационизма (Малевича или Федорова). Обязательное условие построение нового мира через гибель старого Золотько подвергает воздействию обратной тяги: одушевленный мир возвращается на стадию неорганики, живые клетки Филонова вмерзают в железобетон и битумную смолу – стройматериалы современности. "Перепутье. Хаос и миф" Всеволода Жарова возвращают в реалии темного, "непросвещенного" старого мира, откуда Филонов и вышел, который существует в кафкианском ужасе перед догматическими порядками цивилизации. "Стоители" Светланы Миронец акцентируют наивную составляющую искусства Филонова, которая на следующем этапе образных мутаций раскрывает в унифицированном "сделанном" стиле яркость ремесленного примитива. "Отражение отражения" Люси Чарской наоборот позиционируют форму Филонова как ультрасовременную. Концепция универсального видения, которая сближает пронизывающий материю взгляд Филонова с расширенным сферическим зрением-ведением Матюшина, здесь перекодирована в мультифасеточное автоматическое сканирование мира и его жесткое кристаллическое воспроизведение. "Обнаженные" Марьи Дмитриевой являются наиболее адекватным и оригинальным переводом филоновского образа человека на язык актуального искусства. Образы "Обнаженных" – молодых петербургских художников, философов, дизайнеров, – собраны из сотен фрагментов других изображений, найденных в иллюстрированных журналах. Дмитриева "расчленяет" множество глянцевых отпечатков, чтобы сочленить из них единственное в своем роде тело и его особенный идейный мир, метафору сознания, управляющего жизнью, то есть желаниями этого тела. Проблему неотчуждаемости человека от мира представляет объект "Художник Филонов и город" Игоря Мякишева. Портретная маска Филонова, строителя универсума, жестко закреплена как лик сферической сварной конструкции. Возможно, по замыслу это лучший памятник художнику, который, расширяя горизонты творчества в космическую бесконечность, оказался распятым на ребрах пролетарского Ленинграда.

Екатерина Андреева

Жюри конкурса:

Екатерина Андреева
Стас Савицкий
Глеб Ершов
Константин Агунович
Андрей Хлобыстин