Галерея Anna Nova представляет новый персональный проект Ильи Федотова-Фёдорова, над которым художник работал в период пандемии. Выставка получила название «Мотылёк и летучая мышь летят на свет» в честь двух центральных образов проекта. Проект исследует границы человека и насекомого на примере проблематики гендерной самоидентификации. Художник обращается к феномену «Другого» и пытается понять, как в человеческом сообществе работает механизм «свой»/«чужой» на социальном и физическом уровнях. Каким образом рождается чувство симпатии или, напротив, агрессии.
Экспозиция проекта занимает два этажа галереи. На первом — организована тотальная инсталляция, посвященная коммуникации между людьми и мотыльками. Зритель может не только встретиться и сблизиться с насекомым, но и почувствовать себя на их месте. Также на время выставки это пространство станет площадкой для перформансов vogue-танцоров, чью хореографию художник ассоциирует с движениями насекомых. Однако сам выбор этого стиля не ограничивается формальными параллелями. Vogue — яркий пример танца «Других», поскольку появился в среде дрэг-квин и афро- и латиноамериканских геев, которые ради развлечения копировали позы моделей из модных журналов. Впоследствии, будучи дополненным движениями и музыкой, это движение превратилось в самостоятельный танцевальный стиль и даже целую субкультуру.
Центральной работой проекта является видеоинсталляция, расположенная на втором этаже под одноимённым названием — «Мотылёк и летучая мышь летят на свет». На её создание художника вдохновила история его подруги из Парижа. Долгое время она выращивала бабочек, мотыльков и других насекомых, проживая с ними в одной квартире. В тот момент девушка совершала трансгендерный переход и проходила гормонотерапию. Однажды она забыла выбросить использованную ампулу от препарата и обнаружила, что бабочки облепили её, пытаясь хоботками выпить оставшуюся жидкость. Этот случай послужил поводом для осмысления образа бабочки как метафоры преображения, ведь именно это насекомое способно полностью перевоплотиться, дважды поменяв не только свое тело, но и мозг. Такая метаморфоза внутри одного вида кажется невероятной и магической, если представить её на примере человеке. Поэтому бабочка стала главным образом на выставке. Её превращение, по мнению художника, — наиболее близкая аналогия для трансгендерного перехода.
Съемки видео проходили в зоопарке Papiliorama в Швейцарии. Помещая зрительский взгляд в вольеры с птицами, насекомыми и рептилиями, художник пытается трансформировать антропоцентрическую парадигму отношений между человеком и животным. Видео, представленное на выставке, продолжает другую работу Ильи — «Змея и летучая мышь подружки осьминога», основанную на исследовании секс-индустрии, в рамках которого было записано 40 интервью с секс-работниками. Она экспонировалась в России, Швейцарии и США.
Ещё одна отправная точка данного художественного исследования — опыт научного наблюдения за летучими мышами, которые живут большими сообществами. В ходе эксперимента было взято по одной особи из двух колоний. Одну летучую мышь покрасили полностью в синий цвет, а другой — только одно крыло. Затем обеих вернули в свои стаи. Первая, полностью синяя особь стала изгоем, другие летучие мыши игнорировали её и не проявляли агрессии. Вторую же, с синим крылом, стая восприняла как урода, опасного чужака, и поэтому начала преследовать её и атаковать. Образ летучей мыши — второй по значимости на выставке.
Ряд подобных экспериментов дает новую точку зрения на проблему «Другого» и указывает на взаимосвязь степени толерантности, которая может вырабатываться различными коллективами, со страхом и неприятием «иного». Художник переносит этот пример на человеческое сообщество, исследуя границы нормы, феномен «инаковости» и проблему толерантности. По мнению художника, терпимое отношение к другим расам, религиям, гендерам, сексуальностям и т.д. внутри нашего вида может быть перенесено и на нечеловеческих «Других». Мы начнем по-другому относится к насекомым, животным и растениям, к окружающему миру в целом, поскольку это всё перестанет быть для нас чужим.
Публичная программа проекта включает artist-tour, арт-медиации, открытые лекции и artist-talk с художником.
Возрастное ограничение проекта: 18+.
Инфопартнеры: Петербургский дневник, Business FM