Для Александра Дашевского этот проект – не только возможность рассказать про перипетии работы современного живописца, но и попытка соотнести сдержанные, «серьезные», антинарративные произведения из своего же прошлого с происшествиями, которые учиняют его новые герои и новая живопись
Анастасия Котылева, куратор
Выставка «Банда симулянтов» — персональный проект художника Александра Дашевского, который работает с галереей Anna Nova больше десяти лет.
Новую персональную выставку, приуроченную к юбилею этого плодотворного сотрудничества, он решил построить как ироничный байопик о собственной художественной практике. Проект «Банда симулянтов», следующий за сериями «Частичные утраты» (2013) и «Павшие и выпавшие» (2016), по замыслу автора, должен стать третьим эпизодом остросюжетной истории, посвященной мутациям классического картинного формата, произошедших в результате деятельности Александра Дашевского.
Станковая фигуративная живопись на территории современного искусства – всегда под подозрением. Не транслирует ли она политически-консервативную повестку? Не способствует ли ее миметическая природа расхолаживанию зрителя, приучая его к пассивному созерцанию, наслаждению завораживающими подобиями? Не слишком ли легко она вписывается в интерьер, потакая вкусам коллекционеров? Поданные в плакатной форме, такие вопросы могут вызывать усмешку или раздражение. Тем не менее, каждый, кому дорог этот способ занятия искусством, использует их, чтобы выкристаллизовать свое понимание живописи. Дашевский, в последние годы, пытается решать их через изобретение новых форматов самой картины: делает подрамники неправильных форм, освобождая фигуры от фона, разбивает изображение на фрагменты, подразумевая что они, как живые существа, могут разрастаться, менять конфигурацию, или приставляет к работе написанную красками тень, так чтобы принципы мимезиса спорили с законами физики.
В проекте «Банда симулянтов» он заселяет выставочное пространство многочисленными персонажами: ковбоями, художественными критиками, зомби, зрителями. Каждый из них – отдельная картина-фигура, напоминающая хардпостер из кинотеатра. Симулянты Дашевского – живописные копии придуманных им героев, из взаимодействия которых складывается история о его славном, вызывающе жизнерадостном, заведомо обреченном на провал, нелепо утопическом походе за освобождением живописи. В экспозицию художник включает несколько работ из прошлых проектов, чтобы новые картины могли дать оценку старым, или хотя бы изобразить ее.
Кураторский текст доступен по ссылке.