«Памятник памяти» — персональный проект Маяны Насыбулловой, в котором художница продолжает исследование проблематики репрезентации травматического опыта и исторической памяти.
Нарратив выставки выстраивается вокруг центрального образа Памятника Памяти — пластического размышления о тотальной скорби, в котором Маяна переосмысляет наследие советского монументального искусства. Обращаясь к структуре мемориального ансамбля как традиционного символа и источника исторической памяти, художница трансформирует его основные элементы, сохраняя характерную и узнаваемую эстетику монументализма. Вместо увековеченных в камне воинов — застывшие фигуры плакальщиц; вместо триумфального вечного огня — колодец, наполненный слезами.
Экспозиция проекта погружает зрителя в покинутое и руинизированное пространство. На первом этаже галереи разместилась инсталляция «Исход», состоящая из керамических скульптур — это уходящее множество, застывшее в процессе исчезновения, миграции, побега. Оно олицетворяет уже не людей, а призраков, чьи следы ещё хранят воспоминания о произошедшем. Но там, где заканчиваются люди, остаются лишь немые свидетели — полуразрушенные и никому не нужные памятники — носители прошлого, которое больше некому помнить.
Проект является логическим продолжением показанной этим летом в московском Музее Вадима Сидура двухчастной инсталляции «Everything is terrible», посвящённой исследованию феномена катастрофы как повторяющегося процесса, разрушающего глобальную историю цивилизации.