Этот проект случился благодаря моему обучению в магистратуре «Кураторские исследования» факультета Свободных искусств и наук СПБГУ. Выпускники этой программы вместе со своим диссертационным исследованием также готовят итоговый кураторский проект — чаще всего, это выставка или околохудожественное событие. Таким образом, начинающие кураторы могут на практике понять всю суть работы с художниками.
Изначально я поступал в эту магистратуру с целью исследования кураторских практик и проектов, посвящённых проблематикам постантропоцена и тёмной экологии, но после начала военной спецоперации мои планы изменились. Не написать работу я не мог, но и продолжать намеченную тему мне не хотелось. Казалось, всё стало вмиг не актуальным и неважным. Тогда я решил обратить внимание на архивы, связанные с кураторской практикой в России. Так я выбрал новый ориентир и тему своего исследовательского интереса — фигуру куратора современного искусства в России на рубеже XX - XXI веков. Основными объектами моего исследования стал Виктор Мизиано и его кураторская практика в 1990-е годы, связанная с реляционной эстетикой и институциональной критикой. Возможно, именно этот контекст повлиял на финальный замысел моего кураторского проекта, который я сегодня представляю в галерее Anna Nova.
Я благодарен основательнице галереи Анне Бариновой и всей команде за проявленное доверие. И несмотря на то, что именно галерея выбрала меня и предложила организовать свой выпускной проект, это место идеально подошло для реализации подобной выставки. Из-за отсутствия в Петербурге мощной институции в области современного искусства, критически переосмысляющей в том числе само искусство, эту нишу в какой-то степени заняла галерея Anna Nova, которая уже не раз представляла подобные экспериментальные выставки. Например, выставку под кураторством Александра Дашевского «Надо возделывать наш сад» (2015), посвященная сообществу художников, с которыми работала галерея; или выставку под кураторством Алексея Масляева «Вещи» (2021), которая развернулась вокруг фигуры коллекционера и феномена коллекционирования. Представляя сегодня свой проект, я достраиваю этот исследовательский нарратив, который принимает следующий вид: «художник — коллекционер — куратор».
Почему я решил сделать кураторский проект про кураторов? Когда я задумался о том, какую выставку я могу предложить галерее, я точно понимал, что не могу делать сугубо визуальное высказывание, как это было возможно раньше. На мой взгляд, сегодня российское современное искусство столкнулось с кризисом визуального языка. «Искусство как эстетика» стало не актуальным, а «искусство как этика», чем, мне кажется, и остаётся заниматься кураторам и художникам в России, перестало быть возможным. Чтобы хоть как-то оставаться честным перед самим собой, я решил обратиться к феномену кураторства, которое, как однажды сказал куратор Дитер Рулстрате, и есть этика. В итоге, получилась выставка, на которой практически нет визуальных художественных высказываний, но есть кураторы, художники, отношения между ними и рабочие процессы.
Илья Крончев-Иванов