Название проекта оказывается в итоге трагическим монологом гибнущего в истории хора, а «живопись» Сокола оборачивается поэтизированной изнанкой новых условий исключения и угнетения в широком историческом и социокультурном поле
Веред Лави, теоретик искусства
Проект «Значит нашего появления на земле ожидали» — тотальная инсталляция художника Хаима Сокола, посвященная осмыслению понятий «земли» и «суши».
Заимствованную у Вальтера Беньямина фразу без начала и конца, вынесенную в название, Сокол предлагает читать буквально: «на земле» значит на «суше». Как будто эти слова произносят люди, находящиеся в море. В таком прочтении «мы» — это не все живущие здесь и сейчас, от лица которых говорит Беньямин, «мы» Сокола — это мигранты, плывущие с одного континента на другой в поисках лучшей жизни. Таким образом, он переводит цитату и вообще весь беньяминовский разговор из историософского в геополитическое измерение, в итоге соединяя одно с другим.
Заимствованную у Вальтера Беньямина фразу без начала и конца, вынесенную в название, Сокол предлагает читать буквально: «на земле» значит на «суше». Как будто эти слова произносят люди, находящиеся в море. В таком прочтении «мы» — это не все живущие здесь и сейчас, от лица которых говорит Беньямин, «мы» Сокола — это мигранты, плывущие с одного континента на другой в поисках лучшей жизни. Таким образом, он переводит цитату и вообще весь беньяминовский разговор из историософского в геополитическое измерение, в итоге соединяя одно с другим.
Свою работу в этом проекте художник не без иронии определяет как живопись в расширенном поле, перефразируя классическое определение Розалинд Краусс. То есть как мутацию живописи и инсталляции, которая, не будучи ни первым, ни вторым, сохраняет свойства и того, и другого. Водный пейзаж в первой части инсталляции сменяется далее абстрактными ландшафтами, как бы увиденными издалека в тумане. Искушенный зритель без труда найдет здесь отсылки к минимализму, к абстрактному экспрессионизму, конечно, к позднему Тернеру и даже к романтизму, если уж речь идет о ландшафтах. В широком смысле «живопись» Сокола отсылает к современной западной культуре. Возможно, только эта составляющая западной цивилизации дает беженцам надежду на спасение. Ведь люди бегут прежде всего от геноцида, рабства, войны, голода, то есть от всего того, что западная культура не просто преодолела, но отвергла на ценностном уровне. Конечно, немногие из сотен тысяч пересекающих океан слышали о Тернере, но все знают о свободе, об уважительном отношении к личности, о значимости человеческой жизни. Именно здесь кроется ожидание ожидания, подразумевающееся в названии проекта.