Mania grandiosa — это диагноз одноименной выставки трех соратников по Ленинградской художественной школе, Ю. Александрова, И. Гольденшлюгера и К. Молоха. Грандиозность — внушают нам авторы — не в гигантских масштабах, Вучетич и Церетели безнадежно уменьшались в размере по мере роста их монументов. Куда внушительнее выглядит художник на фоне холста, уменьшенного до почтовой открытки. Тем более, если этот холст-открытка — репродукция его собственного произведения, выполненная им самим. «Мы не копируем картины старых мастеров — мы бросаем им вызов, воспроизводя в уменьшенном размере свои картины: те, что были, те, что будут, и те, которых не будет никогда», — говорит Иван Гольденшлюгер.
Помещенные в ящик, напоминающий о старинном кукольном театре, эти «репродукции» перестают быть просто «произведениями» — они сами производят почти театральное, «кукольное» действо, где персонажами становятся героические муджахеды, чукотские иудеи, Фаренгейт с ружьем — но прежде всего сами столпившиеся на сцене «картинки». «Пропуск в вечность» — это присутствие на страницах «Огонька» 50-х годов, это копирование учениками художественных школ, это декорации оформленного тобой спектакля в театральном музее, это, наконец, твой личный зал во всемирно известной картинной галерее. Вот этот-то «пропуск в вечность», со всеми его, перечисленными или подразумеваемыми, компонентами, и выписывает самой себе «Ленинградская троица» — с приличествующей столь торжественному моменту серьезностью и ответственностью. Это и есть их «мания величия».