Сам художник рассказывает о каких-то марсианских существах, которые бродят среди нас. Может быть и так. Но выставка в целом говорит совсем об ином: материаловедение, в которое погрузился здесь Петр Швецов, изучает способность обыденного и перегруженного негативными ассоциациями материала к переключению смыслов. И если в росписи плитки художник работал с такими понятиями, как искусство граффити, брутализм, смешение профанного и профессионального, то в новом своем проекте он разбивает не столько саму плитку, сколько наше инстинктивное отвращение к таким образом изуродованной поверхности. Швецов не вспарывает искусство как Фонтана, не поворачивает его к нам задом, как многие последователи великого итальянца, его объектом здесь вообще не является «искусство»: он работает со зрителем.
Кира Долинина, «Коммерсантъ-СПБ», 2010, No 12
На выставках художника Петра Швецова ничего нельзя принимать на веру. Каждая его серия работ вызывает восторг, заигрывая с ожиданиями и воплощая собой некий внутренний антагонизм, рождающий столько же вопросов, сколько и ответов. Работая с рисунками, скульптурой, живописью, инсталляциями или, как на этой выставке, с кафельными плитками, Петр Швецов раскрывает каждое художественное средство во всей его полноте, проверяя границы вероятного и при этом оставаясь верным своему художественному лексикону.
Для этой выставки Швецов трансформировал галерею в собственную студию, руководствуясь как практическими, так и эстетическими причинами. В каждом из залов он создал особое пространство, в котором размываются границы между инсталляцией и непосредственной презентацией живописи. Кафельные плитки на стенах первого этажа вызывают в памяти интерьеры общественных уборных с их холодным единообразием. Стратегия Петра Швецова – атаковать стерильно-белую поверхность и упорядоченность кладки своим воображением в акте творческого вандализма.
Рисунки и написанные второпях тексты, которые можно обнаружить на стенах туалетов по всему миру, восходят к древнейшей и наиболее интересной в культурном плане форме коммуникации, художественного выражения и свободы слова. И если уличное искусство, в том числе граффити, уже проложило свой путь в галереи и музеи, этого не скажешь о «туалетном искусстве», часто воспринимаемом как непристойное и жалкое. Брутальные, комичные, бессмысленные, загадочные, грубые, философские, банальные, оскорбительные, похабные – именно эти формы граффити интересуют автора. В своем стремлении разрушить существующие стереотипы и открыть новые пути осознания мира он понимает, что граффити тоже могут быть обработаны, отредактированы и цензурированы, и рассматривает их эфемерную природу с учетом того факта, что несколько недель спустя и его работы будут также убраны со стен галереи.
Начав работать с материалом, который на протяжении тысячелетий был благородным декоративным украшением, а сегодня так распространен, что его можно встретить даже в самом скромном из жилищ, Петр Швецов силой своего порочного и часто яростного воображения стирает границу между высокой и низкой культурой. Результатом стало торжество вседозволенности, столь же легкомысленное, сколь и скрупулезно продуманное.
Кристофер Гордон, куратор выставки