«По улице идет человек. Останавливается у забора и пишет на нём — «Здесь был Вася». Подобные надписи часто можно встретить в самых разных, иногда крайне труднодоступных местах. Что движет этим человеком? Желание заявить миру о себе, о своём существовании? Оставить о себе хоть какой-то след?
Ещё раньше, древние люди, не владевшие письменностью, натирали глиной или сажей ладонь и прикладывали ее к стене пещеры. Думаю, что ими двигало подобное чувство. То же желание зачастую движет и художником, и единственное его отличие от абстрактного Васи, в том, что надпись оставленная им чуть более изощренная – у художника есть специальные инструменты, пластические навыки, а если повезет и какая-то своя интонация, с помощью которой он может попытаться более подробно рассказать о том, как он жил, что чувствовал, что любил и что ненавидел».
Андрей Кузькин.
Отрывок из сопроводительного текста к проекту.
Проект состоит из двух частей. Первая — продолжение масштабного многосерийного перформанса «Явления природы, или 99 пейзажей с деревом», в котором художник предлагает осмыслить человека, как порождение земли, словно растительность на ней. Перформанс был вдохновлён графической работой отца художника Александра Кузькина, на которой изображены 99 пейзажей с деревом. С 2010 года Андрей путешествует по разным частям мира и врастает в землю вниз головой. Итогом проекта станет 99 перформансов в разных локациях. В Париже он показал его 74 и 75 раз. Также экспозиция галереи включала документацию предыдущих перформансов из этого проекта.
«Я старался делать перформанс в каждом новом месте, куда заносила меня судьба, — рассказывает Андрей. — «Для меня это способ «вернуть себя на землю». Сказать самому себе, что где бы я географически не был, положение мое в общем-то одинаково, возможно одинаково абсурдно. Фотографии, выставленные на стенах, говорят о том, что я много где был, но везде был одинаковой глупой травкой, торчащей из земли или снега…И вот теперь я торчу тут».
Вторая часть выставки «А. Кузькин был здесь» представляет собой открытую студию. Выставочное пространство галереи преобразилось в мастерскую художнику, где были показаны новые работы Андрея, сделанные им за последние 3 месяца пребывания в Париже. Одну из стен полностью заполнила серия перформативной графики, состоящая из нескольких листов бумаги, на каждом из которых написана фраза «Я хочу, чтобы война закончилась» на четырёх языках — украинском, русским, французском и английском. Потраченное время на создание этих листов становится нематериальным капиталом и важной составляющей этого произведения. «Сильное желание, которое никак не может быть реализовано, не имеет прямого выхода и в результате сублимируется в эти графические листы…» — рассказывает Андрей.
Также в экспозиции представлены небольшие скульптуры — «хлебные человечки», созданные художником по приезде в Париж после внезапного отъезда из России. Андрей лепил их, используя предметы быта, найденные в подвале дома, где он жил. Таким образом он буквально обживал свой новый дом. Хлеб, в данном случае, символизирует бренность человеческого тела. Здесь христианский символизм хлеба соединяется с традицией лепки из хлеба в тюрьме. Наряду с «хлебами» в экспозиции представлена еще одна серия перформативной графики с найденными объектами и цифрами. Это своего рода внутренняя поэзия,с помощью которой художник пытается наделить смыслом случайные незначительные вещи, «вытащить их из хаоса жизни, поместить в условный космос и сохранить» (А. Кузькин).
Января 26, 2023