Работы Александры Гарт на выставке «Случайный тираж»

Кураторский проект, посвященный графике в советском и современном искусстве, открылся в KGallery
Выставка «Случайный тираж» посвящена визуальным и смысловым рифмам советской печатной графики 60–80-х годов и работам современных молодых художников последних лет. 60-е годы — это период расцвета печатной графики в Советском Союзе. Причем в двух плоскостях: бурное жилищное строительство стимулирует массовый выпуск «доступного искусства» — литографий и линогравюр для украшения квартир.
 
Одновременно художники, которые хотели найти убежище от соцреализма и заниматься формальными поисками, находили его в печатной графике — литографии, офорте, гравюре. Через отпечатки того времени можно почувствовать дух времени и тенденции в искусстве, в том числе неформальном. Специфика в том, что художники не создают произведения для масштабных проектов, личного тщеславия, рекламы и прочих амбициозных целей. Даже в советское время, когда тиражи были большими, эти работы скорее предназначались для «частного использования». Сама эстетика нивелировала даже военную пропаганду, и отпечатки получали лирическую интонацию. Случайность — характерная черта как создания отпечатка (ведь каждый отличается от другого), так и его бытования: отпечатки дарят, часто импульсивно покупают или случайно находят на антресолях в «бабушкиных» квартирах.
 
В каждой отобранной для проекта работе — история, случайный или неслучайный эпизод из жизни художников, мастерских или галерей, которые работали с печатной графикой. Графический кабинет в баре WoD и Ленинградская экспериментальная литографская мастерская, редкие литографии, выпущенные тиражом 5 листов, и «массовые» принты, которые печатали тысячными тиражами; академическая школа и эксперимент; натюрморты для украшения квартиры и авторские высказывания о хронике текущих событий. Кураторы не ставят перед собой задачу дать зрителю полноценный исторический экскурс в историю явления, но хотят передать «вкус бумаги».
 
Среди графики современных авторов представлены работы Александры Гарт. В мастерской художницы хранится небольшая коллекция работ советского графика Андрея Ушина. Многие знают его серию «Ленинград в блокаде», художник пережил Блокаду подростком, тогда же впервые попробовал себя в эстампе.
 
Александра не училась у Ушина напрямую, но он привлекает её подходом к линогравюре, необычным для советского времени. «В линогравюрах и ксилографиях меня раздражает, когда зрителя держат за дурака и слишком много объясняют: обводят предметы по контуру, прорисовывают детали, стараются сделать чрезмерно красиво и понятно. У Ушина почти всегда работы лаконичные, он не добавляет “лишних” линий. Мне это кажется очень современным, потому что работа строится на намеках, на недосказанности и недоговоренности».
 
Кураторы: Александра Генералова, Ксения Бендина
 
Консультант: Николай Кононихин
Июля 26, 2024
Из 191