-
Дмитрий Каварга долгое время обращался в своих работах к темам апокалипсиса и краха человеческого мира, словно предчувствуя грядущие перемены. Сейчас, когда идея глобального мироустройства рушится прямо на глазах, Каварга предлагает задуматься о своих корнях, обратившись к методу интроспекции.
По мнению художника, природный ландшафт — это место сосредоточения памяти и истории. Убегая из города и отправляясь в путешествие по северным лесам и полям, Каварга проецирует собственные информационные наслоения на пейзажи. «Бесконечные всполохи событий, исторический эпос и сказания о народном быте, образы писателей и ученых, трагедии отдельных судеб и целых поколений, жертвы войн, революций и репрессий, сложные механизмы, сны детства — все это словно подшито в особую мерцающую многомерность, созерцаемую моим глазом», — рассказывает художник.
Проект повествует о синтезе культурного и природного, в котором художник декодирует исторические корни нашей цивилизации, зашифрованные в окружающей среде, будь это изгибы корневищ поваленных деревьев или тишь болот. Культурное знание наслаивается на окружающую среду, создавая внешний и внутренний ландшафт.
-
Оболочки внутреннего ландшафта
«Оболочки внутреннего ландшафта» — новая серия из 8-ми живописных работ художника, в которых он деконструирует традиционное понимание картины в жанре «пейзаж», прорубая в холсте «дыры» и заселяя их своими полимерными веществами, созданными с использованием аддитивных технологий — объёмных вставок из прозрачной смолы и объектов мелкой пластики. Работы носят межжанровый характер: это уже не картины, но ещё не скульптуры. Они, скорее, материализованные фрагменты мыслительных процессов, впечатлений и осколков восприятия окружающего мира художника.
Как пишет Каварга, «я наблюдаю за проекциями своих информационных наслоений, что вплетаются в изгибы корневищ поваленных деревьев, спрессованную тишь болот, полёт торопливой птицы. Похожее на яичную скорлупу сознание городского человека, так беспощадно зацикленное на процессе внутри себя, вдруг оказывается снаружи. Теперь оно мягкий импульс эхолота, пронизывающий толщу пейзажа до самого его исторического дна или даже дальше».
-
Архивация постчеловеческого компоста
Цикл работ «Архивация постчеловеческого компоста» — это множество разноразмерных пробирок с затвердевшим субстратом внутри: атрибуты человеческого бытия, отпечатки социальных процессов, интеллектуальные понятия и личностные рефлексии, будь это «эволюционное», «женское», «философское» или «революционное» вещество. Все они, собранные и законсервированные, отражают сформированную человечеством картину мира. Реальность, в которой мы пока существуем.
-
Глубинное вещество
-
Масштабная семиметровая инсталляция «Глубинное вещество» — это тёмная пульсирующая субстанция, издающая настойчивые гулкие ритмы, словно гигантская подземная машина. Эта кинетическая машинерия, созданная из большого спектра полимерных материалов, металла и 3D печатных формообразований, движется и пульсирует, источая цветную жидкость и уподобляясь живому организму. Её движения подобны сокращениям земляного червя, сегменты которого то растягиваются и удлиняются, то сжимаются в складчатые морщины.
-
Инсталляция репрезентирует те стремления к изменениям, которые принимают формы разрушительной силы, ведущей не только к уничтожению себе подобных, но и самих себя. Подобная философия приводит к единственному исходу — краху и разрушению.
-
В тексте, посвященном американской эко-блэк-метал группе «Wolves in the Throne Room», философ Тимоти Мортон говорит о важности «образа мира» в современной экологии. В интервью уже сами музыканты рассказывали, что пытаясь изобразить экологическую ситуацию через технические средства (гитары, усилки, современный цифровой мастеринг), они становятся «вратами лицемерия» (gates of hypocrisy). Соединить неприродное, синтетическое, полимерное с ландшафтами Земли необходимо для того, чтобы испытать особое чувство, о котором говорили «Wolves in the Throne Room» — негативный катарсис.
Мы испытываем негативный катарсис на краю цивилизации, на краю диалектики Просвещения, обрушивая всю науку и все наши изобретения в ностальгию по убитой природе. Мы также знаем, что для экологического металла важно строить всю систему звучания на реверберации — именно она создает пространственный, даже телесный опыт, который ты испытываешь, попадая в тронный зал, где на месте королей сидят семь волков (как в известном записанном сне Человека-Волка Зигмунда Фрейда). Так и работы Дмитрия Каварги вполне вписывается в эту идею образной дистопической экологии. Его уже известный метод создания биоморфных фактур и рельефов дает ощущение скульптуры (и, в данном случае, живописи) как звукового, ландшафтного негатива с того пространства, где эти объекты появляются. Это скульптура, сформированная не в соответствии с медиальными особенностями (давление, вес, контрапост), а в соответствии с внешней выставочной атмосферой, где объем лепится длиной оттолкнутой волны, возвращающейся от стен выставочного места. Интересно, что Каварга, тщательно избегающий публичности, сам становится собственной скульптурой. Это — скульптура эха природы.
Борис Клюшников, искусствовед
-
Оболочки внутреннего ландшафта: Дмитрий Каварга
Past viewing_room