-
-
«Памятник памяти» — персональный проект Маяны Насыбулловой, в котором художница продолжает исследование проблематики репрезентации травматического опыта и исторической памяти. Нарратив выставки выстраивается вокруг центрального образа Памятника Памяти — пластического размышления о тотальной скорби, в котором Маяна переосмысляет наследие советского монументального искусства. Обращаясь к структуре мемориального ансамбля как традиционного символа и источника исторической памяти, художница трансформирует его основные элементы, сохраняя характерную и узнаваемую эстетику монументализма. Вместо увековеченных в камне воинов — застывшие фигуры плакальщиц; вместо триумфального вечного огня — колодец, наполненный слезами.
-
Экспозиция проекта погружает зрителя в покинутое и руинизированное пространство. На первом этаже галереи разместилась инсталляция «Исход», состоящая из керамических скульптур — это уходящее множество, застывшее в процессе исчезновения, миграции, побега. Оно олицетворяет уже не людей, а призраков, чьи следы ещё хранят воспоминания о произошедшем. Но там, где заканчиваются люди, остаются лишь немые свидетели — полуразрушенные и никому не нужные памятники — носители прошлого, которое больше некому помнить.
Проект является логическим продолжением показанной этим летом в московском Музее Вадима Сидура двухчастной инсталляции «Everything is terrible», посвящённой исследованию феномена катастрофы как повторяющегося процесса, разрушающего глобальную историю цивилизации.
-
-
-
-
Вероятно, память была дана нам для того, чтобы помнить о травматическом опыте и никогда его больше не повторять. Хотя на самом деле тех, кто помнит по-настоящему, остается все меньше и меньше. Они исчезают, пропадают, уходят, заканчиваются. Так же как и множество керамических фигурок Маяны, застывших в процессе своего исхода. Опыт человеческой цивилизации показывает нам, как государство производит искусственные паттерны запоминания — замалчивает реальное, оставляя воспоминания на обочине истории, или придумывает собственные. Но вот что важно: никто не выбирает, помнить о травме или нет. Травму невозможно забыть. Она не уходит. Она остается в каждом из нас, и никакие формы забвения не смогут ее отменить. Это своего рода «темная память», ведь сколько бы ее ни откладывали в дальние и потаенные уголки коллективного бессознательного, она все равно влияет на наше настоящее, а чаще всего и формирует его.
Илья Крончев-Иванов
Научный сотрудник и куратор архива галереи современного искусства Anna Nova
-
Памятник памяти: Маяна Насыбуллова
Past viewing_room